PORSCHE и NISSAN — история противостояния

Nissan запустил свой спорткар GT-R (эволюция Skyline GT-R в версии R35, но уже без приставки «Skyline”) в серию в 2008 году. И сразу же занялся агрессивной политикой продвижения. Основная идея рекламной кампании фирмы была примерно такова: «Все, что было ранее — Ferrari, Mercedes, Audi, Porsche, Lamborghini — мусор. Отныне есть только одно мерило для всех спорткупе — это Nissan GT-R”. В рекламную кампанию Nissan «вбухал” огромные средства. Вокруг автомобиля в течение нескольких лет создавался ореол исключительности, мифической святости и неприкосновенности. Особенно «досталось” Porsche. Нет, репутация Porsche не пострадала — не Ниссану ее рушить. Но все же камень в огород Porsche был брошен. И он был крупный. Многие считают, что началось «противостояние” двух автомобильных марок, или конкретных моделей (GT-R и Turbo). Хотя на самом деле, разумеется, никакого «противостояния” между Porsche и Nissan не было и быть не могло.

Но для начала рассмотрим политику Nissan в отношении GT-R в целом. Программа одурманивания населения включала в себя следующие обязательные пункты:

  1. «Рекорд” на Северной петле Нюрбургринга. Неважно, что рекорд составлял менее 7минут для всех серийных машини 7.20-е для «нормальных” спортивных машин. Главное — чтобы в рекламе звучало слово «рекорд”.

И, желательно, при этом название какой-либо другой марки, которую использовали бы в качестве жертвы. Выбор пал на Porsche. Скорее всего неспроста, поскольку именно Porsche всегда тестировала свои автомобили именно здесь (в отличие, скажем, от итальянцев из Ferrari) и часто публиковала резулътататы. А еще Porsche побили единственный за всю истори ле-мановский болид Nissan в 24 часах Ле-Мана 1998 года. Так что зуб на Porsche Ниссан точил, видимо, уже давно.

  1. Победа во всевозможных тестах в известных изданиях. Обязательно присутствие Porsche Turbo и еще парочку спорткаров для компании. Налаживание связей с редакцией изданий для их лояльности в сторону Nissan. Финансовая стимуляция нужных результатов.
  2. Рекламные акции, призванные своей целью унизить достоинство конкурентов. Организовать так, чтобы возникли трудности с подачей на Nissan в суд.

Итак, план был составлен, деньги (немалые) выделены.

Сперва был заявлен «рекорд” Нюрбургринга: якобы Nissan GT-R проехал Петлю за 7:38, что в точности повторяло «рекордный” результат Porsche 911 (997) Turbo. Даже если этот результат был честен, остаются два вопроса:

  1. Почему сравнение Ниссан проводил именно с моделью Turbo?
  2. С каких пор у Turbo был «рекорд” Нюрбургринга?

Во-первых, Turbo никогда не был нацелен на установление каких- либо рекордов. Для трека у Porsche были модели GT3/GT3RS и GT2 (его время, кстати — 7:31). Что же Ниссан не побил их?

И кроме того, время Turbo он лишь повторил.

Во-вторых, как уже было сказано, рекорды были далеко дальше — тот же Gumpert Apollo 2007 года проехал официально за 7:11.

Но никто из журналистов, копирующих эту «сенсационную” новость, этот вопрос не задал. А первоисточники, разумеется, тихо молчали, выполняя данный свыше приказ.

Стоит отметить, что время было поставлено отнюдь не заводским пилотом, а бессменным тест-испытателем авторитетнейшего автоиздания Sport Auto Хорстом фон Саурмой. Но «раструб” этого события состоялся такой, будто это — восьмое чудо света. А между тем, решив за круглым столом, что этого недостаточно, руководство Ниссана вскоре опубликовало совершенно умопомрачительное официальное время — 7:28.0, что сразу повторило действующий лучший результат Porsche — модели Carrera GT (1380 кг и 612 л.с., напомним). А потом и этого им оказалось мало! И вот уже 7:26.70, за которые якобы прошел трассу тест-пилот Тошио Сузуки. Даже был выложен видеоролик в интернет с полным прохождением круга, которые якобы служил «доказательством”. Интересно, что новые результаты Ниссана «рождались” буквально сразу за новыми данными новых моделей Porsche. И вот с этого момента Ниссан окончательно потерял нюх и начал называть себя королем, богом и вообще главным, наплевав на всех и на все нормы этики и морали. Интересно, что Porsche спокойно отнеслись к этому событию, как и подобает более сильному и хищному зверю в ответ на мелкие укусы дворняжки. Porsche купили обычный Nissan GT-R в европейской спецификации и провели собственные тесты. Результат оказался поразительным — 7:54! Хотя, учитывая массу автомобиля, это вовсе неплохое время. Но явно 28 секунд не могли быть лишь разницей в водительском мастерстве, тем более, что у Porsche были такие маэстро руля, как Вальтер Рерль, достигший большего в гонках, чем все японцы вместе взятые, а так же новые молодые таланты — такие как Тимо Клюк.

В Porsche прокомментировали это враньем Ниссана (при чем, не на публике, как японцы, а лишь в частной беседе с журналистами). Кому верить — авторитетной немецкой фирме или японским выскочкам — выбирать не приходится. Тем более, что японцы выложили лишь видеозапись, на которой нельзя определить, серийна ли модель на видео или нет. А после собственных тестов Ниссан не позволял проверить ни давление наддува, ни состояние и тип шин! По утверждениям Porsche, такой результат возможен только на автомобиле мощностью не менее 600 л.с., либо на гоночных шинах. Следуя здравому смыслу, нет причин, почему автомобиль массой почти 1800 кг, с не самым мощным двигателем, более того, расположенным спереди, должен быть быстрее средне- или заднемоторных (лучшее для Нюрбургринга) спорткаров большей мощности и меньшей массы. Поэтому очевидно, что этот результат можно считать фейком (т.е. обманом) — первым в длинной и бесславной истории GT-R R35.

Тем, кто еще сомневается, есть достаточно материалов для размышления и собственных выводов. Для начала, стоит сказать, что Nissan сам себя скомпрометировал, представив модель второго поколения с двигателем 530 л.с., которая значительно отличалась от первой. Среди других, независимых исследований, она была намного быстрее первой генерации на всех трассах и уже можно сказать, была близка к более мощным моделям от Porsche, Ferrari и Lamborghini. Однако заявленное официальное время не поражало — лишь 7:24.22. То есть, на столь длинной трассе новая модель отыграла у предыдущей столько же, сколько на других, «обычных”, коротких трассах, а то и меньше? Неужели японцы испугались собственной прыти и решили приормозить? И действительно, куда спешить — новейшая модель Porsche 911GT3 RS 4.0 проехала трассу «всего лишь” за 7:27! Поэтому «скинули” ровно столько, сколько нужно было, чтобы вновь оказаться на первых позициях и обойти протестированные Марком Бассенгом монстры, такие как Pagani Zonda F Clubsport, Ferrari Enzo, Porsche Carrera GT и Maserati MC12. Трудно поверить, но Nissan GT-R mk II оказался на 0,07 (!) секунды быстрее чем самая быстрая из перечисленных — Maserati. Но Ниссан все равно быстрее всех. Просто чудеса какие-то. Магия.Куда важнее другой результат — тест все того же Хорста фон Саурмы. Второе поколение Nissan’a показало время 7:34, что на 4 секунды быстрее первого поколения в его же руках и медленнее, чем обновленные Porsche GT2, GT3/GT3RS. Это логично, легко объяснимо и абсолютно не вызывает недоверия.

Между тем, Porsche просто «забили” на Ниссан, поняв всю бессмысленность этих ссор. Там поясняли свою позицию просто и понятно: «Наших клиентов не интересует, как проехал трассу какой-то там Nissan”. И это было чистой правдой. Porsche просто занимались делом, а не регистрировали каналы на YouTube для все новых роликов, чем занимался Nissan. Наконец, результат упорных трудов вылился в суперэкстремальную GT2 RS — самую быструю 911-ю в истории компании. Легче, мощнее, чем Carrera GT, абсолютно лучшие технологии и новейшие шины — и, как результат, 7:18, на ю секунд быстрее Carrera GT, быстрее Maserati МС12, Ferrari Enzo, а заодно и всех фейковых Ниссанов. Новая 911-я под управлением Клюка уступала лишь официальному времени Gumpert Apollo (который весил еще меньше -1200 кг и имел двигатель на 700 л.с.), а в независимом тесте Саурмы делила с ним рекорд — 7:24.0. И, казалось, это должно было заставить заткнуться Ниссан.

Но не тут-то было: вконец обнаглевший японцы не стали затягивать и выбросом на рынок третьего поколения с двигателем всего на 20 л.с. мощнее (550 л.с.) и в целом с не большим количеством изменений в сравнении с предыдущей версией. И что же с результатом? 7:19.10. Перестраховались. Видимо, уже знали, какое время «нарисуют” в 2013-м…

Как уже упоминалось, Sport Auto показал время 7:24.0 для Porsche GT2 RS. Учитывая сложность этого автомобиля, 6 секунд отставания от времени гениальных тест-пилотов Porsche, вовсе немного. Это явно не 10 секунд между официальным и независимым измерением у Nissan GT-R mk II, который явно проще в управлении и не требует длительного привыкания. Время Porsche GT2 RS до сих пор остается лучшим в таблице Sport Auto, в которой за два десятка лет накопилось уже 138 результатов. Тем ценнее они, учитывая, что все были установлены одним человеком.

GT2 RS — с задним приводом и обычной ручной КПП оказался быстрее, чем Lamborghini Aventador (7:25), McLaren МР4-12С (7:28) и официальные времена новейших Porsche GT3 (991) и Mercedes SLS AMG Black Series (оба — 7:25). Увлеченность результатами на Северной петле в последнее время стала настоящим мейнстримом среди автопроизводителей. При чем, никто этот процесс не контролирует, и каждый творит что хочет. Одни действительно со всей ответственостью подходят к вопросу и ставят результаты на серийных модификациях. Другие просто «рисуют” нужный им результат, иногда для верности подкрепляя это сомнительными видеороликами, снятыми на непонятных автомобилях, лишь внешне (точнее, внутренне) напоминающих серийные.

К списку очень сомнительных результатов можно отнести следующие: Dodge Viper SRT-10 ACR (7:12), Lexus LFA Nurburgring Package (7:14, время Sport Auto — 7:34), Chevrolet Corvette ZRi (7:19, время Sport Auto — 7:34), Chevrolet Corvette Z06 Sport Package (7:22) и другие. Честность осталась в прошлом, сегодня все стремятся всеми силами заработать, по заветам давних капиталистических идеалов. Наивность населения, не способного мыслить критически, лишь подстрекает производителей любой продукции к новым, все более изощренным формам обмана. Особенно это касается тех, у кого никогда не было безупречной репутации (Nissan, Lexus).

Последняя выходка Ниссана — модель GT-R Nismo с двигателем в 600 л.с. (заявлено) и временем круга — 7:08.68 (!). А это уже второе время круга после Porsche 918 Spyder. За счет чего? Никто не задает лишних вопросов, а слепо повторяют «рекорд” (рекорд чего?). Слишком часто эти секунды, км/ч и прочие сухие параметры стали использовать, пытаясь превознести себя. Хотя по сути они мало на что влияют. Как говорят в Porsche, время круга — лишь общий показатель, дающий примерное представление о спортивных качествах авто, но уж никак не абсолютное мерило. И гнаться за секундами, долями секунд просто глупо. А унижать при этом коллег по цеху — недостойно человека. Тем более, Японии, в стране, где уважение к старшим — один из принципов воспитания и жизни в целом.

Второй пункт печального списка Ниссана — автопресса. Не секрет, что пресса сегодня реально влияет на продажи техники. Ниссан пробрался в руководство многих автоизданий и различными методами воздействовал на то, что мы в итоге могли видеть: массовые тесты и сравнения как под копирку: Nissan GT-R и Porsche 911 Turbo (хотя логичнее было бы сравнивать его с трековыми GT2 и GT3), а так же с Audi R8, Ferrari 458 Italia, Chevy Corvette и другие спорткары, являющиеся определителями и эталонами в спортивном классе. Вся пресса вертелась вокруг одного — скорости Ниссана в драг- рейсе и на трассе. Да, на дистанции 1/4 мили Ниссан, пусть даже имея столь внушительный вес, действительно ехал быстро. Не стоит забывать о полном приводе, сближенной КПП и 520 л.с. под капотом при приличном крутящем моменте. И на трассах Ниссан имел неплохую (конечно, не рекордную) скорость из-за полусликов и простого управления, к которому не надо долго.

Приспосабливаться в рамках короткого теста на пару кругов. В итоге победа присуждалась по примитивному принципу — высокая скорость и низкая цена. Но никто не упоминал должным образом и очевидные недостатки, такие как зубодробительно жесткая подвеска, явно более слабые результаты на длинных разгонах (особенно при старте с ходу, что более актуально), низкая надежность при длительных заездах (мало кто писал про устающие тормоза, умирающий двигатель) весьма примитивный дизайн и, самое главное, полное отсутствие какого-либо характера, что для настоящего знатока куда важнее, чем пресловутые доли секунды на треке.

В конце-концов, на серийных не подготовленных машинах все равно мало кто ездит по трекам. В конце-концов, весьма неубедительные, а порой и просто сфальсифицированные результаты сравнений оказались в таких известных автоизданиях, как британские CAR (трижды), Evo, Fifth Gear, американские Car&Driver и Motor Trend и даже немецкий AutoBild. Единственным англоязычным изданием, где заслуженную победу одержал Porsche 911 Turbo, стал американский журнал Road&Track. Впрочем, представители Nissan, видимо, впоследствии добрались и туда, и в более поздних тестах уже таких «неувязочек” не было. Все, как везде: скорость и цена. Проплаченная Википедия радостно повествует о всех «достижениях” «бегемота” (так следует называть GT-R за несуразный по спорткаровским меркам внешний вид и размеры).Самый, без преувеличения, идиотский тест, был проведен, как можно догадаться, британцами. CAR сравнил купе Nissan GT-R и седан BMW М5 (!) и присудил «бегемоту” победу со счетом 5:0, при этом расматривая только скоростные параметры (!). Практичность, качество, долговечность не брались в расчет, не говоря уже про совершенно разные назначения этих автомобилей. Одним словом, идиотизм ситуации иногда зашкаливал до предела и выше.

А американский Motor Trend с удивительным постоянством устраивает драг-рейсы с «конкурентами” на одной и той же примитивной дистанции 1/4 мили (при чем, с места), игнорируя всех, кто может обойти GT-R (Porsche 911 Turbo и др.) и каждый раз упорно называя этот фарс «величайшим драг-рейсом”. Хотя известные тесты от M5board убеждают в том, что при старте с ходу на длинные дистанции Nissan «сливает” практически всем, а замеры Sport Auto говорят о том, что по времени разгона до 250 и 300 км/ч он уступает даже роскошному «гран-туризмо” BMW М6.

Тест, в справедливости которого нельзя усомниться, был проведен в России. Журнал Авторевю присудил Porsche 911 Turbo победу и по баллам, и по драйверским качествам в схватке с новейшим Audi R8 V10, уже изрядно подустаревшим Lamborghini Gallardo и «бегемотом”. Авторевю славится тем, что не сотрудничает с производителями, и пишет так, как думает.

— Nissan GT-R мы вам дадим, но за руль пусть садятся только самые опытные. Систему стабилизации не отключать!

Учтите, что в машине есть «черный ящик»: если узнаем, что сломали коробку передач с отключенной VDC, — пеняйте на себя.

И, пожалуйста, следите за температурой масла в двигателе — не выше 130 градусов!

Именно сколько условий было поставлено журналистам Авторевю перед тестом. Даже КПП нельзя было переводить в гоночный режим. В тесте основной упор был сделан на истинно драйверские качества. По ним (и не только) уверенную победу одержал Porsche. Вот некоторые цитаты:

— Porsche 911 Turbo — это лучший баланс между спортивностью и возможностью повседневной эксплуатации.

— На треке Porsche 911 Turbo не столь покладист, как Nissan или Lamborghini, — чтобы нащупать грань между сносом и заносом, к машине нужно «присидетъся». Но после — самое глубокое море удовольствия!

— Пальма первенства Porsche 911 Turbo пока непоколебима — это самый живой, искренний и сбалансированный суперкар в этом квартете. Порода! Чтобы общаться с ним на равных, нужно созреть, дорасти.

Porsche оказался медленнее всех на треке, но во-первых, он был на стандартных (не опционных) шинах, а во-вторых, его практичность и драйв заслужили самой высшей оценки от гоночных пилотов.

Вот их мнения:

Олег Кесельман (Чемпион России по кольцевым гонкам в классе Туринг)

…Мой фаворит — Porsche 911 Turbo. К нему надо «присидетъся», понять этот автомобиль, но затем, даже при всей своей «заднемоторной» специфичности, он очень дружелюбен — ты чувствуешь его как самого себя. Можно не быть продвинутым пилотом и ехать в своем ритме, сливая всем по пять секунд с круга, но все равно получать море удовольствия. Когда ты тягой закручиваешь Porsche в поворот — это фантастические ощущения! И, по моему мнению, это единственный автомобиль в квартете, на котором одинаково легко приехать на трек-день в Мячково или стрельнуть в Питер.

про Nissan:

…эмоций тут на порядок меньше, чем в Porsche и Lamborghini.

Яркий пример двух противоположностей. Nissan GT-R, искусственная звезда конца 2000-х, коммерчески успешный продукт, расходящийся как горячие пирожки, получивший только хвалебные отзывы. На деле — обычный автомобиль своего класса, рекомендованный лишь очень узкой и не требовательной аудитории.И другой пример — BMW 8-series (на фото — Alpina В12 5.7), которая разошлась тиражом всего в 30,5 тыс. за десять лет, являясь по сути лидером своего класса (по крайней мере, в первые пять лет) и привнеся в автомир массу инноваций по относительно либеральным ценам. Качество и дизайн — на века. Не принята рынком. Известные мифы: медленная, тесная, дорогая…А вся разница лишь в продвижении, рекламе.

Недосказанного — масса. А между тем, владевший около года таким автомобилем Эрик Давидович рассказал о том, почему он продал эту машину. По его подсчетам, за 3 года эксплуатации придется отдать такую же сумму, как и сам автомобиль! ТО — каждые 10 тыс. км с обязательной заменой колодок и прочим. А хитрых вещей, не попадающих под гарантию, в Ниссане предусмотрено достаточно. Ремонт одной только КПП, если она выйдет из строя после очередного «лаунч-контроля”, и сервисмены решат, что вы недостаточно точно соответствовали инструкции, выльется не много ни мало В $20 тыс.Покупка этой машины — вовсе не выгодное вложение денег, а втягивание себя во всеобщую волну надувательства. За те деньги, что просят за GT-R можно взять Corvette, Porsche 911 Carrera S или BMW М3. Все это — спорткары высшей пробы. До уровня Turbo, GT3 или Ferrari 458, к которому пытается себя причислить Nissan GT-R силами японцев, им еще не удалось дорасти и вряд ли удастся в ближайшее время. Потому что как не называй — все это эволюция того самого Skyline GT-R — обычном спорткупе, завоевавшим большое признание у себя на родине, но абсолютно не конкурентоспособное рядом с лучшими образцами из Европы. Сравнение с Turbo и вовсе смешно. Стоит лишь взглянуть на историю этих моделей и их эволюция, и становится понятно, кто двигал автопром десятилетия, а кто лишь был жалким догоняющим. При том, что раньше Skyline GT-R были даже ближе к идее Turbo. Это были компромиссные автомобили для города и трека. Но скорость, качество и цена всегда разделяла их по две стороны. Turbo — для богатых, Skyline — для бедных. И Nissan понимал это и сидел себе тихо. Забавно, что сегодня ничего не изменилось. Nissan лишь сравнялся по скорости, но во всем остальном — характере, дизайне, харизме, качеству, заслугам в автоспорте — все еще остается безнадежным аутсайдером. А бессовестные рекламные ролики, тонны фейковой информации, проплаченная пресса — все это, что Nissan променял на уважение к себе, ставят эту компанию в табелях о престиже ниже не только Porsche, но и любого другого честного автопроизводителя.